Загадочный артефакт

Ежедневно по всему миру миллионы человек посещают музеи. И вне зависимости от географического положения и статуса – будь то Лувр, например, или краеведческий музей небольшого городка – его задача – привить интерес к научно-просветительской сфере, найти отклик в душе человека. И получается, что немаловажно, чем музей живет: меняет экспозиции, добавляет экспонаты из запасников музея, открывает находки старины своим посетителям...

В мае 2016 года в музее им. Кузьмы Минина обновилась экспозиция, наполненная эксклюзивными артефактами многовековой истории нашего древнего города. В трех витринах археолог, директор ООО «Археологическая служба» Ю.В. Зарубин представил на обозрение уникальные находки, обнаруженные в 2006 году при археологических раскопках территории бывшей Балахнинской крепости. Перед нами и шиферное пряслице, и различные женские украшения, и фрагменты глиняной посуды, и многое-многое другое. Все находки, если их рассматривать в хронологическом порядке, охватывают временной промежуток с XIII по XVIII века.
Но давайте, остановимся на костяном гребне и подробнее его изучим. О прародительнице современной расчески из различных источников известно, что гребни широко использовались с IX по XIX века в быту и магических практиках. Издревле гребни делались только из благоприятных для человека материалов: кости, камня, дерева, - потому что считались носителями положительной энергии природы, а значит здоровья. Глядя на артефакт, ассоциативно выстраивается картина, как средневековая девушка применяет его для убранства своих волос, напевая мелодичную народную песню у окна.19354 Но оказывается, гребни были не только женским аксессуаром. Например, воины иногда зачесывали волосы, закрепляя гребень, либо украшали гребнями из металла, перьев и рогов боевые шлемы.
Именно с помощью археологических данных можно выстроить и восстановить все стадии изготовления костяных и деревянных гребней популярных в средневековье. На обеих сторонах пластины, изготовленной из рога или кости, отмечалась середина и только потом делились пропилы: с одной стороны, редкие, с другой частые. И те, и другие пропилы производили двухсторонним способом: то есть пластину сначала пропиливали до середины зуба с одной стороны, потом – с другой. Археологи повсеместно находят заготовки для будущих гребней. Это говорит о том, что их производством занимались в каждом крупном поселении.
Форма гребней часто претерпевала изменения, особенно они касались костяных изделий. Для периода с IX века по первую половину XI века характерны односторонние расчески с футлярами, на смену им пришли двухсторонние цельные гребни (как наш экземпляр!) прямоугольной и трапециевидной форм (X–XIII веков). В это же время появляются маленькие гребни, у которых каждая из сторон равняется 4-5 см, иногда даже 3 см.
Вот и у нас, в музее им. Кузьмы Минина, гребень слегка трапециевидной формы, его стороны равны 4,5 см. Оказывается, такие гребни были либо детскими, либо использовались мужчинами при расчесывании бороды и усов! И получается, что первая ассоциация – расчесывающаяся девушка - ошибочна. В мужских или детских руках был сей гребень! И зубья его сломлены от использования или от времени? Ярок ореол загадочности возле этого малого предмета.
Загадок миллионы и, к сожалению, не всегда находятся ответы даже в серьезных исторических трудах. Но если желание нового знания движет человеком, то всякая тайна может приоткрыть завесу, и музей в этом поможет каждому, ведь это его цель – развить интерес.

IMG 1650-min IMG 1653-min

Л. Мазина, старший научный сотрудник
Балахнинского музейного
историко-художественного комплекса