К 85-летию члена Союза писателей России, митрофорного протоиерея Александра Соколова

А.Н. Соколов

В жизни любого человека, родившегося в первой половине прошлого века, главным событием стала Великая Отечественная война. Как уцелел подросток, оказавшийся посреди военного лихолетья? Потеряв мать, родных? Как не сгинул в перипетиях бомбардировок и скитаний? Что оберегало и спасало, отводило беду? Кто-то скажет —  «повезло». Кто-то сошлется на суворовское «пуля — дура». Кто-то увидит божественное провидение и божескую длань.

Думаю, что в судьбе Александра Николаевича Соколова с лихвой достало и одного и другого и третьего, и, не исключаю, и «четвертого» и «...надцатого». Жизнь, что называется, помотала, но тем ценнее она для нас, живущих ныне, а более для тех, кто придет за нами.

Читать дальше

З.Л. Баташева. Дела Нижегородского губернского земства: забота о детях

Летние ясли – приюты.

БеспризорникиРечь идет о летних яслях – приютах, которые были устроены в 1899 г. по решению губернского земства и при его субсидировании. Начали с того, что в апреле санитарное отделение обратилось к землевладельцам , к сельскому духовенству, к учителям с просьбой «кто бы из них или других интеллигентных лиц, проживающих в деревне, нашел возможным устроить летние ясли». И такие ясли были открыты в семи уездах губернии. В северных уездах (в том числе и в Балахне), как районах более промысловых, народ не в столь сильной степени в них нуждался. К тому же, в Балахнинском и Семеновском уездах было много раскольничьих семей, которые детей в ясли не отдавали, но относились к этому «с пониманием и сочувствием». Ясли открывались для сельского населения и как отмечается в документах земства «приносили детей большей частью из самых бедных семей или сирот»[1]. Июль, первая половина августа – время наиболее горячей работы на земле и плохого питания, и в то же время это был период наибольшей детской смертности.

Читать дальше

Балахнинское судостроение

Балахна – город, не раз, менявший свое экономическое лицо. Балахнинские земли, расположенные посредине волжского пути между Городцом и Нижним Новгородом, где было обилие лесов, и интенсивно развивались ремесла, производились товары, которые надо было транспортировать крупными партиями, стали центром деревянного судостроения. Положение города на пути движения леса по Волге во многом благоприятствовало развитию в Балахне деревянного судостроения.

После того, как замерло солеварение в Балахне, судостроение стало играть самую видную и важную роль в промышленной жизни Балахны.

Многочисленные типы судов знали на Волге уже в XII веке: кербаты, павоски, лодки, учаны, струги и многие другие.

Читать дальше

История БЦБК (ОАО "Вога")

бцбкБумажный комбинат
ОАО «Волга»

После Гражданской войны в молодом Советском государстве наряду с другими грандиозными проблемами встала еще одна – бумажный голод. Острая нехватка заставляла правительство ежегодно ввозить из-за границы около 6 миллионов пудов бумаги, а это обходилось в 15 миллионов пудов золотом. В мае 1925 г. Правление Центробумтреста, рассматривая на одном из своих заседаний вопрос о строительстве новых целлюлозно – бумажных фабрик, поручило инженеру И. И. Храмцову разработать проект новой бумажной фабрики на Волге, в районе города Балахны. Особой комиссии было дано задание осмотреть место для постройки фабрики и в срочном порядке представить свои соображения по этому поводу. В середине июня предварительный эскизный проект был выполнен и составлена ориентировочная смета строительства фабрики, которая определялась в 22,5 миллиона рублей. 22 июля 1925 г. временная комиссия была ликвидирована и организована постоянная строительная комиссия. Заместителем управляющего Волжским строительством был назначен А. В. Кайяц, главным инженером И. И. Храмцов. На должность управляющего в сентябре был определен опытный промышленник, крупный специалист по лесному хозяйству, один из первых красных директоров Сухонских предприятий Иван Михайлович Колотилов. Помощником управляющего стал инженер Михаил Михайлович Царевский. Этой четверке суждено было сыграть в истории Балахны газетной трудную роль первопроходцев.

Читать дальше

История БЦКК

цккКартонная фабрика

В 20-е годы 20 века в старинном русском городе Балахне один за одним возникают промышленные предприятия – первенцы советской индустрии. В октябре 1925 г. на заседании президиума  Нижегородского губисполкома принимается решение об утверждении места под строительство Картонной фабрики: на окраине города на берегу Волги, где раньше располагался колокольный завод. По Волге предполагались поставки леса из Унженского массива Костромской губернии, а также лесов Вологодской и Иваново-Вознесенской губерний. Сормовская железнодорожная ветка, соединявшая Балахну с Нижним Новгородом, позволила не только наладить постоянный сбыт продукции после пуска фабрики в эксплуатацию, но и создавала хорошие транспортные условия для разворачивающейся стройки.

Читать дальше

История НиГРЭС

дкНИГРЭС
Нижегородская государственная районная электростанция

В 1920 г. на 8 съезде Советов был принят Ленинский план электрофикации России (ГОЭЛРО). В списке ГОЭЛРО под № 4 значилась Нижегородская электростанция. Вначале намечалось построить Волховскую гидростанцию, Шатурскую и Каширскую ГЭС на торфу. Совет труда и бороны под председательством В. И. Ленина 1 июня 1920 г. вынес следующее постановление о программе строительства НИГРЭС на 1921 г.: «Приступить к постройке государственной Нижегородской электростанции с ограничением рабочих до 600 человек». Такое постановление было продиктовано соображениями концентрации усилий и средств на сооружении первых трех вышеприведенных станций, так как республика испытывала серьезные финансовые затруднения.

Читать дальше