М. Шкуркин. "Валерий Чкалов. Восходящий штопор"

Чувство неразрывной связи с любимой 
Отчизной никогда не покидало меня.

В.П. Чкалов «Великий русский народ»,

газета «Известия» от 26 июля 1938 года

Ему было суждено стать героем удивительной эпохи. Равновеликое свершениями и трагедиями время знаменательно многими победами и яркими личностями, но имя Валерия Чкалова занимает в отечественной истории особенное место. Вся жизнь этого человека – тот самый восходящий штопор, задуманная и впервые исполненная им фигура высшего пилотажа, в смысле более широком, созвучная духу не только тех времен небывалого энтузиазма, но и вообще натуре русского человека.

Валерий ЧкаловРодившийся 2 февраля 1904 года в Василёвой слободе Балахнинского уезда Нижегородской области мальчик рос десятым ребенком в типичной семье мастерового-волгаря среднего достатка. Отец Чкалова, Павел Григорьевич, трудившийся клепальщиком на одном из судоремонтных предприятий, был по природе суровым, но справедливым, нетерпящим лжи человеком. Воспитывавшиеся в строгости дети родителя побаивались, но тот наказывая Аверьяна больше для порядка, чем из желания обуздать кипучую натуру сына, пожалуй, даже негласно поощрял рискованные забавы сына, не без основания полагая, что они закаляют волю и характер мальчика.

Читать дальше

Купно за едино! (Нижегородское одоление Смуты)

Страшные и загадочные события предваряли на Руси наступление века семнадцатого, переломного в нашей истории. Собранные во едино Иваном III русские земли превратили Великое княжество Московское в сильное, неудержимо развивающееся государство. Прирастая новыми землями и народами, княжество еще более окрепло при Иване Грозном, первом русском царе, - Царство Московское уверенно занимало одну из главенствующих позиций в мировой политике. Однако у сильной власти была и другая, мало приглядная сторона. Усиление государства далось ценой большой крови, всевозрастающие военные траты и неуемная алчность бояр легли на народ тяжким бременем. Внешне могучее царство оказалось колоссом на глиняных ногах.
Читать дальше

Реконструкция: 1941. Начало войны

22-24 июня 2012 года Министерство внутренней политики Нижегородской области, Нижегородская региональная общественная организация культуры "Нижегородский союз реставраторов", Нижегородское объединение  военно-исторических клубов "НОВИК" провели Третий межрегиональный фестиваль военно-исторической реконструкции "Щит и Меч", посвященный 71-й годовщине начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Действие развернулось на территории Музея быта и культуры Поволжья (Щелковский хутор). Мне как непосредственному участнику военно-исторического клуба «Новик» выпала большая ответственность не только быть зрительницей развернувшегося воссозданного нападения Германии на СССР, но и поучаствовать в самом «бое», по легенде происходившего в самом начале войны, июне 1941г.

Читать дальше

В.А. Капустина. "Михаил Дмитриевич Скобелев. Ахалтеке. 1880-1881 гг."

Михаил Дмитриевич СкобелевВ 1873 г. после успешного завершения Хивинского похода и с ликвидацией Кокандского ханства (1876 г.), русское правительство активизировало свою деятельность в Закаспии, прочно утвердившись в центральной и восточной части Средней Азии.

Туркменские пустыни и степи громадным клином вдавались в наши земли, разделяя Закаспийский край, так что сообщение между Красноводском и Ташкентом осуществлялось только через Оренбург. Воинственные Ахалтекинские племена постоянно нарушали спокойствие этого края; так 31 декабря 1878 года военный министр Д.А. Милютин сообщал: «На днях большие скопища текинцев дерзко подошли к нашему Чикишлярскому приморскому посту… Соседние туркменские племена сделались крайне дерзкими относительно русских, захватив в плен наших солдат…»
Уже 21 января 1879 года у Великого Князя Михаила Николаевича состоялось совещание и был выработан план «экспедиции в Текинский оазис».

Читать дальше

Иконописцы Балахны XVII века (1)

Храм Рождества Христова в БалахнеБалахна вошла в историю как крупный центр солеварения, судостроения и керамического дела, упоминания же о балахнинских иконописцах в исследованиях встречаются достаточно редко. Цельного исследования, посвященного рассмотрению данного вопроса на сегодняшний день пока нет. Вместе с этим необходимо отметить, что упоминания о балахнинских иконописцах в исторический и искусствоведческой литературе все таки встречаются(2).
Читать дальше

М. Карташова. "Кустарный кружевной промысел Балахнинского уезда в XIX в."

Исследование коллекции кружев
Балахнинского краеведческого музея

Одной из лучших коллекций Балахнинского краеведческого музея является коллекция кружев. Ее формирование началось в 1926 г., и на момент открытия музея для посетителей, которое состоялось 7 ноября 1927 г., в его экспозиции  располагалось 45 образцов кружевных изделий (1). В настоящее время в фондах музея хранятся около 500 единиц хранения кружевных изделий. Среди них: так называемой «штучное» кружево – косынки, шарфы, платки, фишовки, воротники; мерное кружево и т. д. Научная обработка коллекции началась в 80-е гг. XX в. и ведется до сих пор. Большой вклад в дело формирования, изучения и реставрации этой коллекции в разные годы внесли: первый директор музея В. Н. Кириллов, заведующие фондами З. И. Галкина и С. В. Пухова, кружевницы Л. Ф. Васильева, Г. А. Котова. В 2000 г. была построена новая экспозиция «Балахнинское кружевоплетение», в 1998, 2005, 2007 гг. Балахнинский музей организовывал различные выставки кружев. Однако научно – исследовательская работа по этой теме продолжает проводиться. Большой материал, собранный в музее, позволяет воссоздать процессы, происходившие в кружевном промысле Балахнинского уезда на протяжении XIX в., в самый «темный» период истории этого уникального женского промысла.

Читать дальше