Старинное село Кубенцево

«Над Волгой закат пламенеет рябиной,
За Волгой раскинулись лес и поля.
И это мой край, сердцу милый, родимый,
И это моя дорогая земля.
Люблю я тебя, как дитя любит маму,
Моя Балахна, ты прекрасна, поверь.
Церквей купола серебрятся и манят
Нам душу очистить, стать лучше, добрей…»

… «За чертой Балахны вытянулось на две версты старинное сельцо Кубенцево. Впервые упоминается оно в Дозорной книге от 1615 г., насчитывая 4 века своей истории. В начале 17 в. владел им князь Дмитрий Пожарский, а в 18 в. – крупнейший феодал России граф Шереметьев. Кубенцевские мужики с незапамятных времён славились судовым ремеслом, слыли они отличными плотниками и спустили на Волгу не одну сотню баржей, расшив и других судов. Между основным делом промышляли они рыбой и охотой, потому что этой живности вокруг было в достатке, а женщины Кубенцева прославились плетением дивных кружев.

Читать дальше

Народная резьба по дереву: Ложки

У русских перед каждой трапезой было принято мыть руки, читать молитву или просто креститься на икону. Первым за стол садился хозяин, после чего своё место занимали остальные члены семьи: хозяин сидел во главе стола, под образом; с одной стороны стола сидели мужчины, с другой, напротив них,- женщины. Хозяйка – стряпуха  подававшая пищу, располагалась на самом краю, а зачастую и вовсе не садилась и ела стоя. За столом всегда соблюдались традиционные нормы поведения. Неприличным считалось постоянно держать в руках хлеб и ложку и торопиться есть.
Читать дальше

История лаптей

ЛаптиЛапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка "лапотная России".

И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Когда же впервые появились лапти на Руси ? На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор.

Читать дальше

Народная резьба по дереву: Валёк и Рубель

Валёк«Музей – (греч. - муза), храм муз; учреждение, осуществляющее собирание, хранение и экспонирование исторических документов, памятников духовной и материальной культуры, произведений искусств, коллекций и т. д…» - БСЭ т.28,стр.493. Музей должен войти в жизнь каждого человека, иначе будут утрачены нити, соединяющие прошлое, настоящее и будущее. А может ли быть будущее у тех, кто не знает или отрицает своё прошлое? Музей стоит на трёх китах – семье, школе и родном крае.  Приобщение к нему необходимо начинать с самого раннего детства.

Большая часть фонда музея «Усадьба купца А.А.Худякова» - памятники «живого» крестьянского быта. Подлинные вещи собранные работниками музея непосредственно у населения, широко использовались в 19-ом – нач.20-го веков в крестьянском быту, они рассказывают о традиционной, хозяйственной жизни народа. Научная значимость предметов возрастает если они декорированы резьбой. А таких в музее не мало…

Читать дальше

Скрижали дохристианской Руси

Славяне – это древнейшая, многочисленная семья народов, которая по праву гордится своей историей. К сожалению, современные славяне, русские люди очень мало знают о том, как жили их предки в дохристианские, былинные времена. Сведения о жизни славян в седой древности практически не преподают в школах, и даже на исторических факультетах уделят не много времени.

Мало, кто из русских людей знает, каким видели мир их пращуры, во что они верили. Поэтому, для нашего народа представляет огромную культурную ценность знаменитая «Велесова книга» (другие названия — Влесова книга, Книга Велеса, Влес книга, Влескнига, Дощечки Изенбека, Дощьки Изенбека), повествующая о событиях с IX века до н. э. до времён Аскольда, Дира и Рюрика (9 столетие наше эры). Как и в случае со «Словом о полку Игореве», подлинность произведения не раз подвергалась сомнениям. Большинство научного мира, до сих пор считает, что это подделка. Наиболее вероятным фальсификатором текста считают Ю. П. Миролюбова, который в впервые опубликовал текст в 1950-е годы в Сан-Франциско. Однако, как бы там ни было, «Велесова книга» является важным источником по дохристианской истории Руси. К тому же сведения, которые сообщаются в этом источнике, подтверждают исследования ряда современных авторов, к примеру, Ю. Д. Петухова.

Дощечки Изенбека

Читать дальше

Народная резьба по дереву: Прялочное донце

Экспозиция "Крестьянский быт"Традиционная русская резьба по дереву – это искусство живое, развивающееся, связанное со своим временем, его запросами. На странице нашего сайта, мы продолжим знакомить Вас с экспонатами нашего музея - «Усадьба купца А.А. Худякова», среди которых есть немало уникальных вещей, нашедших своё применение на рубеже XIX – XX веков – это предметы крестьянского быта, изготовленные из дерева и украшенные затейливой резьбой народных умельцев.

Опираясь на труд Н.Н.Соболева «Русская народная резьба по дереву», можно выделить следующие традиционные виды нижегородской резьбы: резьба иконостасов, скульптурная резьба, корабельная резьба, домовая резьба, резьба – «бытовая» на предметах обихода (прялочные донца, мебель, утварь), изготовление набивных досок – «манер», изготовление пряничных досок.

Предлагаем Вам познакомиться с прялочным донцем. Изготавливая его, мастер  позаботился не только об удобстве и практичности, но не забыл и о его красоте.  Дерево в работе использовалось не слоистое, а мягких пород: липа, осина.

Читать дальше