Владения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Балахнинском уезде в XVI-XVII веках

Аполлинарий Михайлович Васнецов.Троице-Сергиева лавра, 1908-1913

В 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Это событие имеет особое значение и для Троице – Сергиевой Лавры и для России в целом. Сергий (в миру Варфоломей) получил прозвище Радонежский по названию удельного княжества, центром которого был город Радонеж (ныне в 12 км от Сергиева Посада). На этой земле в 30 – 40–х годах 14 века было положено Сергием начало Троицкому монастырю.

 

Авторитет Троицкого монастыря и Сергия Радонежского возросли с поддержкой Дмитрия Донского и победой в битве с татарскими полчищами на Куликовом поле в 1380 году.

Преподобный Сергий признаётся первым игуменом обители  Св.Троицы. День кончины преподобного 25 сентября (8 октября) 1392г.

Дальнейшее развитие монастыря связано с активной деятельностью игумена Никона – настоятеля обители в период с 1392 по 1428г. В этот период происходит значительное обогащение и возвышение монастыря, создаётся основа для «превращения Троице – Сергиева монастыря в одно из крупнейших феодальных владений на Руси. В результате активной хозяйственной деятельности монастыря в период с 15 по 18 в. создалось его обширное феодальное хозяйство». (1). Наиболее полным историческим описанием Лавры по рукописным и печатным источникам является труд протоиерея–профессора Московской Духовной академии А.В.Горского в 1841 году. (2).

Владения монастыря на Руси были обширны. При этом к нему были приписаны 35 монастырей, также с владениями. (3).

Что же принадлежало монастырю в Балахнинском уезде?

Для справки заметим, что «первые достоверные упоминания о Балахне относятся к первой трети 16 в., а Балахнинский ( Балахонский ) уезд появился в 40–х г.г. 16 в. (4). О «Соли на Городце» упоминалось в 15 веке.

 

Документы (источники) о владениях Троице – Сергиевой лавры в Балахнинском уезде и комментарии:

  1. Указ Ивана Грозного от 7 января 7090г. (1582г.).Адресован в Балахонский уезд.(5). По этому Указу Козино – «сельце Кудиново, а прозвище Козинское» и окрестные сёла и деревни вдоль Волги, что были на оброке за Михаилом за Спирином за иными чёрными людьми», передавались Троице – Сергиеву монастырю. При этом упоминаются соседние с Козино поселения: Лукино («пустош деревня Лукинское на реке Пыре»), Костенёво (« пустош деревня Констянтиново на реке Пыре»), Высоково («пустош деревня Высокое на речке на Чёрной»), Ляхово, Рогожино («деревня Рогозино»), Ковригино. Крестьяне этих деревень стали принадлежать «вотчине Свято - Троицкой Сергиевской лавры» (6).

  1. Именной Указ Императрицы Елисаветы Петровны от 8 июня 1744г.(3). Этот Указ был дан Правительствующему Сенату по прошению  Архимандрита Троице – Сергиевской Лавры Арсения для «подтверждения прежних жалованных грамот», т.к. пожары и другие бедствия «истребили многие грамоты и крепости». В результате ревизии 11 июня 1752 г. (через 8 лет) Императрицей были подписаны две жалованные грамоты Троицкой Сергиевой Лавре:

А. На все приписные монастыри и отчины.

Б. На дворовые места в разных городах. (3).

Согласно жалованной грамоте «А»  в Балахнинском уезде в Пырской волости передаются деревни: Еремеево, Высокое, «пустош Констентиново, а по прежней ревизии деревня Костенево Ляхово», Воскресенское, Козино, Галичи, Алёшино,  Рогозино, Бабкино « прежних грамот от 7 января 1582г.»,  Поромиха из «Поместного приказу  во 192 выпеси» (3).

  1. С 1638 по 1649г. принадлежало Троицкой вотчине село Толоконцево, которое находилось на Нижегородско – Балахнинском рубеже (иногда его относили к Балахнинскому уезду). В 1650 году это село  отошло в состав «дворцовой Заузольской волости».(3).

Кроме земель и поселений Троице Сергиева вотчина в разных местах Руси имела соляные варницы и рыбные ловли. «Имелись варницы в Усолье Переяславском, у Соли Галицкой, в Нересете, у Новой соли на Холую. В 1538 году заведено пять варниц в Балахне. В конце 16 века открыт соляной промысел на реке Луде, впадающей в Белое море, близ Холмогор. В 1630 году поступило за долги и по вкладу несколько варниц у Соли Камской. Не все варницы постоянно находились в хорошем состоянии; Холуйская, Балахонская и Солигалическая  в 1576 году писались запустевшими». (2, гл. 11)

В 1596 году Троице – Сергиев монастырь владел в Балахне пятью варницами, а в конце 17 столетия в собственности монастыря были четыре варницы и 1800 бадей рассола в разных рассолоподъёмных трубах. (7).

Приписной к Лавре  Киржачский Благовещенский монастырь в Борисоглебском Стане Переславского уезда (в середине 16 века в нём проживало 90 монахов) также имел варницы в Балахне. (3).

 

*                       *                       *


Владения…Владения материальные и духовные…Связаны, как дух и плоть.

За 700 лет в потоке времени произошло превращение лесной кельи Сергия в грандиозный архитектурный ансамбль Лавры – оплот и центр духовной жизни и православной веры России, а преподобный Сергий стал одним из самых почитаемых святых.

Впечатляет расширение  владений Лавры в душах и сердцах людей. Наберите в Интернете «Все храмы Сергия Радонежского» и Вам предложат 629 флажков – местонахождений храмов на карте Мира.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

(1) Загорский музей – заповедник. Путеводитель. Изд. «Московский рабочий».1990.

(2) Историческое описание Свято – Троицкой Сергиевой Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А.В. Горским в 1841 году

(3) Марина Черкасова. Крупная феодальная вотчина в России конца 16 – 17 века (По архиву Троице – Сергиевой Лавры). Мин. Обр. РФ. Вологодский гос. университет. Диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук. 2001.

(4) П.В. Чеченков. Формирование Балахнинского уезда в 16 веке. Размещено в Интернете 10.07.2013.

(5) ДНГУАК, сборник, т. 14, Н.Н. 1913, с. 59 – 60. «Грамоты коллегии экономики».

(6) Мария Карташова. Кристаллы балахнинской соли. Балахнинский краеведческий музей. Москва. 2002. Евразия+.

 

В.А. Радонежский