Виртуальный музей

Балахнинская узкоколейка. Продолжение

Как оказалось, мой пост от 23 мая вызвал большой интерес, получив множество лайков и тысячи просмотров. Кроме того, в личку поступили просьбы продолжить тему.
Откликаясь на просьбы читателей, для начала немного углублюсь в историю, о чем не писал в предыдущем посте.

На фото: Паровозная комсомольско-молодежная бригада ЧТУ И.Ф. Лузгина

Серьёзное развитие Балахнинско-Шуйская сеть узкоколейных железных дорог получила в 1920-е годы в связи со строительством Нижегородской государственной районной электростанции, основным топливом которой являлся торф.
В 1928 году было образовано Чернораменское транспортное управление, которое управляло сетью УЖД вплоть до начала 1990-х годов.
Первоначально основным тяговым подвижным составом были паровозы. В 1960-х годах на УЖД работали тепловозы ТУ4 и ТУ5, позднее стали поступать тепловозы ТУ7, ТУ6А, ТУ8. Пиком развития стали 1970-е годы. Чернораменское транспортное управление обслуживало несколько торфопредприятий, суммарная протяжённость «Балахнинско-Шуйской сети узкоколейных железных дорог» составляла свыше 300 километров.
Основным перевозимым грузом был торф, однако перевозились и другие грузы, в том числе лес и песок, добытый в Бурцевском песчаном карьере. На большинстве линий УЖД существовало пассажирское движение.
Основной маршрут ЧТУ: Балахна-Сортировочная - Сергеевка (Гидроторф) - Лисья Грива - Истомино - Долгое - Зайково - Пройма - Мухлово - Голышево (Чистое) - Осинки - Луполово - Демидово - Мугреево - Водокачка - Талицы - Большое (96км).
После перевода Горьковской ГРЭС с торфа на другие виды топлива объём перевозок торфа сократился до минимума. Началась быстрое сокращение протяжённости сети. В числе потребителей торфа оставались котельные посёлков и сельскохозяйственные предприятия. К началу 90-х перевозки торфа сократились до минимума, однако пассажирское движение еще сохранялось. В 1992-93 годах курсировали поезда «Балахна -Чистое» и «Балахна - Большое» с 4-5 пассажирскими вагонами, грузового движения практически не было. В 1996 году поезд «Балахна - Талицы» ходил 2 раза в неделю. В 1997-1999 годах проведена разборка пути.

На фото:

Автомобиль ЗиМ на железнодорожном ходу. Был переделан на железнодорожный ход в мастерских Чернораменского транспортного управления. Использовался до начала 90-х, перевозя начальство по сети ведомственных дорог. Индекс Н обозначает «начальник железной дороги».

Тепловоз ТУ4 на перевозке торфа

Вячеслав Казаков,

научный сотрудник