Рукотворная радуга

Сотрудниками филиала Балахнинского музейного историко-художественного комплекса музей стекла «Черный лебедь», расположенного в д. Конево Балахнинского района, на родине одного из старейших предприятий стекольной промышленности Нижегородской губернии, подготовлена выставка стеклоизделий, выполненных из цветного стекла.

Известно, что история стекла уходит в глубокую древность: в Египте и Месопотамии его могли делать уже 6 тыс. лет назад. И в современном мире мы замечаем, что человечеству все сложнее обойтись без этого древнего материала. Благодаря универсальности свойств, стекло прочно вошло в нашу жизнь, технологии его производства гибко меняются в ногу со временем, и мы не можем себе представить даже своей обыденной жизни без стекла.

В многочисленных отраслях промышленности и различных сферах деятельности человека используется цветное стекло. Не меньшее значение оно имеет и в быту. Ведь мы ценим не только прочность, долговечность, невысокую цену или удобство в применении стекла. Этот материал, благодаря своим уникальным свойствам и разнообразию декоративных возможностей, подобен красивейшим самоцветам. Неслучайно самые ранние его рукотворные образцы – украшения, и некогда ценой своей с золотом могло соперничать только стекло. Между прочим, бесцветное стекло мастера научились изготавливать гораздо позже цветного – на рубеже летоисчислений. А раньше украшения из стекла и обрабатывали, как самоцветы. Радуя и чаруя, цветное стекло, вероятно, всегда будет присутствовать в жизни способного ценить его красоту человека.

Почему же и как получаются стекла, окрашенные в различные яркие цвета: красные, голубые, зеленые, синие, желтые? Окраску стекла осуществляют введением в него красителей, оксидов некоторых металлов. Стекло разных тональностей, интересных цветовых сочетаний получают при смешении обыкновенных традиционных красителей с новыми, редкоземельными. Так, золото и медь окрашивают стекло в красный цвет (такие стекла называют золотым и медным рубином). Серебро делает его желтым, селен – розовым или красным. Оксид кобальта в малых количествах дает голубое стекло, а в больших – фиолетово-синее с красноватым оттенком, оксид свинца усиливает цвет и придает ему яркие оттенки.

Если говорить о столовой посуде, очень эффектно выглядит сопоставление бесцветного стекла, из которого обычно делается граненая ножка, с окрашенным – «тулова», «пойла», т.е. чаши. Иногда ножку рюмки или бокала делают из плотно окрашенного стекла, а тулово из нежного цветного. Такое контрастное совмещение нежного и мягкого полутона с насыщенным плотным цветом придает изделию нарядный вид. В толстом заливе, например, цвет обычно гуще, сочнее, а в тонком крае он как бы растворяется, улетучивается. Эта живая игра цвета обогащает пластические возможности материала и ярче выявляет его внутренние свойства.

Не менее красиво выглядит многослойное стекло. Производится оно сплавлением двух или нескольких стеклянных слоев, например, одного из них бесцветного, других окрашенных (либо всех окрашенных в разные цвета) слоев. Особенно эффектно смотрятся изделия из многослойного цветного стекла, обработанные алмазным гранением и поверхностной шлифовкой. Срезы обнажают нижележащие слои, и в результате получается узор различной окраски и контрастные сочетания в рисунке, что придает изделию нарядный вид и повышает его художественную ценность

Раньше умение окрашивать стекло мастерами-стекловарами хранилось в глубокой тайне и передавалось по наследству, часто утрачивалось со смертью ремесленника. К счастью, теперь химики и инженеры умеют получать стекло любых цветов и оттенков и по своему усмотрению менять их.

Посуда из цветного стекла традиционно производилась на стеклозаводе «Труд» в д. Конево Балахнинского района. После реконструкции 1960-х гг. на заводе действовала трехсекционная стекловаренная печь, в которой можно было варить одновременно стекло трех разных цветов. Когда появился выбор цвета, посуда стала намного разнообразнее, стали выпускать двухцветные изделия: ножка из одного цвета, чаша – из другого цвета. Лишь очень немногие стеклоделы, как например, Николай Тимофеевич Сычов, Петр Иванович Медведев, мастерили изделия из двухслойного стекла.

Появилась возможность изготавливать нарядные изделия в гутной технике с отделкой цветными пятнами и цветной нитью. Выполнялись они непосредственно у стекловаренных печей мастером-выдувальщиком вручную в горячем виде. Так появились затейливые петушки и рыбки, вазы с цветами и корзиночки-конфетницы.

Со всем разнообразием изделий Коневского стеклозавода можно познакомиться, посетив музей стекла «Черный лебедь» в д. Конево Балахнинского района.

Старший научный сотрудник

Т.И. Петрова