Самовар кипит скучать не велит

5-min

В апреле научные сотрудники Балахнинского музейного историко-художественного комплекса провели увлекательные и познавательные тематические мероприятия и экскурсии, поведавшие о старинных праздниках, обычаях и традициях русского народа, а также промыслах родного края, предметах быта и убранстве русской избы.

Самыми главными объектами русского быта стали русские печки, украшенные изразцами, стол и самовар.
В МОУ СОШ «Липовская» для первоклассников провели тематическую экскурсию «Русский быт». Именно для них была собрана выставка предметов народного быта, представляющая собой лишь частицу русской культуры. Живой интерес вызвали такие экспонаты, как рушник, туесок, угольный утюг, рубель и валёк и многие другие. В течении показа электронной презентации прозвучали отдельные заметки о том, как использовались и зачем были нужны в хозяйстве выставленные предметы быта.
Сначала ребята узнали о том, как выглядела раньше русская изба, из каких частей он состояла, о её искусных резных узорах.
Для восприятия младших школьников была представлена целая картина из древних символов и изображений, обладающих обереговыми свойствами.
Созерцая многообразие русского народного узорочья, они в первый раз увидели старинные лоскутные одеяла, тряпичных кукол, плетёные погремушки, лоскутные мячики, глиняные свистульки и деревянные игрушки.
Затем состоялся разговор о том, как раньше одевались, зачем украшали одежду вышивкой и отдельными элементами декора – кружевами, оборками, поясами, манжетами, тесьмой, бусами, бисером и т.д.
Ребята узнали о праздничном значении красного цвета в одежде, увидели фотографии головных уборов русских девушек и женщин.
Вместе с ними сотрудники сделали вывод о том, что рисунки русских вышивок – это цела книга, написанная древним языком графических символов.
Во второй части экскурсии разговор зашёл о главном предмете русского застолья – самоваре, без которого не обходился ни один русский праздник, и, конечно же, о русской печке. Ребята узнали о том, что деревенская печка выполняла много функций – в ней готовили еду, около неё грелись и на ней же спали. А выпекали в ней ржаной хлеб, пироги да караваи, а также варили в ней щи да кашу.
Невозможно было даже представить себе жизнь русских людей без церемонии ежедневного чаепития. Ребята оценили значение русского самовара для русского народа и поняли то, что именно он считался олицетворением достатка, семейного уюта и благополучия. Чаепитие согревало и утешало в трудные минуты жизни, веселило долгожданных гостей и настраивало на задушевные разговоры обо всём.
Изучая культуру и традиции русского народа, ребята поняли то, что он был трудолюбивым и любил заниматься обработкой земли, огородными и полевыми работами – сеять рожь, овёс, ячмень, просо, выращивать коноплю и лён. Земляные работы проводились с помощью плуга, сохи и бороны.
Исследуя отдельные элементы русского костюма, ребята заметили, что для разных жизненных обстоятельств, в различных условиях нужны были разные виды одежды – от лёгкой: поддёвки или казакина до армяка и тулупа. Крестьянская работа с интенсивными размашистыми движениями требовала свободной одежды. Поэтому женщины носили широкие пожнивные рубахи, а мужчины – туникообразные рубахи-косоворотки из белого или цветного холста, одеваемые поверх штанов. Девушки носили сарафаны с красивыми передниками, сорочки, душегреи. Наличие же в доме шубы являлось признаком состоятельности семьи. Она значилась весомой частью девичьего приданого.
В ГКУ «СРЦН» и МДОУ № 29 прошли тематические мероприятия и экскурсии:
«Русские пряники и традиции чаепития», «Русская деревянная игрушка».
История чаепития увлекла детей и дала представление о том, что широкое распространение чая началось в России с 18 века. А вот распространение самоваров началось в 19 веке. Русский самовар был приспособлен для приготовления сбитня и воды для заваривания чая. Ребята узнали о том, что русский народ был очень гостеприимным, любил приглашать гостей к столу со словами: «Пожалуйте кушать чай!»
Застав кого-нибудь за чаем, принято было говорить так: «Чай да сахар!», «Чай с сахаром!» Без чая не обходилось ни одно русское застолье. А поводов для чаепития было очень много. Веками складывались русские обычаи и традиции. Праздников на Руси ждали долго и нетерпеливо, а потом не жалели сил и гуляли «на широкую ногу», радуясь, выпекая блины, пироги, шаньги.
С появлением на Руси пряностей печёные сладости стали называть «пряником».
До этого времени битый пряник с узорами, так же, как и каравай, называли «коврижкой». Городецкие пряники славились своим многообразием – это были медовые, сахарные, паточные и мятные «коледки», выпекаемые с помощью пряничных досок разного размера. В зависимости от декора они назывались так: почётные, фигурные, наборные. Почётные пряники достигали пол-метра в длину. А доски с большим количеством мелких «клейм» называли «грошевиками».
Узнав много нового и интересного о чаепитии и пряниках, ребята посмотрели фильм о традициях чаепития в разных слоях общества – купеческом, дворянском, крестьянском и отгадали загадки не только о предметах быта, необходимых для выпечки, но и о «печёных сладостях» русского края.
Тематическая экскурсия в мир русской деревянной игрушки заинтересовала детей историей создания первых деревянных игрушек в селе Богородском и Сергиевом Посаде, зародившихся там 350 лет назад. По старинной легенде они возникли благодаря женщине, изготовившей куклу для своих детей из лоскутка, соломы и щепки. Интересно было увидеть, какими были деревянные неокрашенные игрушки, найденные археологами при раскопках на Ладоге во влажной земле.
Любопытно было узнать и о том, что в Подмосковье этот народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси, что в селе Богородском деревянные игрушки изготавливали из «чурок», выжигая на них глаза и рот раскалённым гвоздём. Ребята запомнили, что главным образом богородской игрушки является медведь.
Самой яркой и знаменитой среди всех деревянных игрушек является матрёшка.
О ней было сказано немало добрых слов, отгадано множество загадок.
Познавательным моментом в ходе проведения экскурсии стал рассказ о том, что в России первую матрёшку вырезал мастер по дереву Василий Звёздочкин по образу и подобию «японского мудреца» Фукурумы.
Рассмотрев красивые наряды матрёшек, вместе с ребятами научные сотрудники сравнили Семёновскую, Сергиев-Посадскую и Полхов-Майданскую матрёшку, наделив их отличительными чертами трудолюбия, красоты и обаяния.
В заключении экскурсии дети внимательно и заинтересованно посмотрели видеоклип о том, как искусно создаётся узор со сказочным сюжетом на сарафане русской авторской матрёшки и сделали вывод о том, что матрёшки и деревянные игрушки являются непременным символом русской художественной культуры и воплощением русского народного творчества.
Для ветеранов «Специализированного жилого дома для престарелых» была проведена тематическая экскурсия «Песнь изразцового искусства», увлёкшая в глубины исторической «летописи» 16-18 веков, поведавшей о создании печных и архитектурных изразцов. В течение экскурсии люди пожилого возраста постигли народную мудрость и язык древних символов, выраженных в сюжетах и рисунках изразцовых плиток.
Изготовление изразцов на Руси считалось сложным процессом, в котором участвовали и резчики деревянных форм, гончары и каменщики, имеющие опыт обжигания кирпича.
Изразцы предназначались для облицовки стен, печей, каминов и фасадов храмов. Первыми изразцами были печные красные плитки, не политые глазурью и обожженные в печке. В конце 16 в. их называли «терракотовыми» и широкорамочными. На лицевой поверхности изразцов, которая была гладкой или рельефной, изображались разные мифические животные и птицы.
В 17 веке появились «муравлёные» изразцы, покрытые зелёной глазурью. Уникальным изразцом, отражённым на экране слайд-презентации, стал изразец из декора церкви Святой Троицы в Костроме Московского производства.
Балахнинское изразцовое производство развивалось на базе местных залежей глин и неограниченного количества чистого речного песка.
Интересно было узнать о том, что даже в настоящее время фасады Спасской и Троицкой церкви украшены полихромными (многоцветными) глазурованными изразцами. Шедевром изразцового искусства можно считать изразцовое панно с двуглавым орлом, сохранившимся в декоре Спасской церкви города Балахны с 17 века. В заключении были сделаны выводы о том, что изразцовое искусство имеет многовековую историю, что в нём своеобразно отразился духовный мир русского народа, его эстетические вкусы и понятия. Оно стало глубоко национальным русским искусством. Не случайно изразцами было украшено внутреннее убранство городецкого монастыря в честь Феодоровской иконы Божьей матери, Ипатьевский монастырь в Костроме и многие другие храмы.
Русский быт включает в себя уникальные предметы русской культуры, которые являются источниками восхищения и ценными реликвиями глубокой старины, о которых нельзя забыть и сегодня. Поэтому Балахнинский музейный историко-художественный комплекс хранит память о них и о мастерах, их создавших.

Н.В. Дождева,
научный сотрудник Балахнинского
музейного историко-художественного комплекса