Из цикла «Летчики земли Балахнинской»

И в мирном небе есть место подвигу.

Набрать, как можно круче высоту,
Теряя скорость - лишь бы удержаться!
Затем ногой в педаль, до пустоты,
И можно падая, стремительно вращаться,
Закручивая штопора витки…

В селе Малые Могильцы Балахнинского района Нижегородской области родился 4 августа 1927 года в многодетной семье Козновых сын Анатолий. Пятый сын в большой семье он с юности познал не только тяжелый сельский труд, но и утраты –погибли на фронтах Великой Отечественной все родные старшие братья.
В 1945 году Анатолий Андреевич окончил спецшколу ВВС (г. Горький ). В 1949- военное авиационное училище летчиков в Борисоглебске (как и наш дважды герой Советского Союза В. Г. Рязанов). С 1949 по 1955 –летчик – инструктор Борисоглебского училища. Но призвание летчика - это покорение новых вершин пилотажа, в 1957 году он оканчивает школу летчиков-испытателей, с 1961 года учился в Московском авиационном институте. Получив травмы в автокатастрофе, к сожалению, не мог участвовать в летно - испытательной работе в 62-63 годах, в которой участвовал с 1957 года. Сила, огромное желание и любовь к небу вернули его в боевой строй в декабре 1963 года.
На летно-испытательной работе в ОКБ П.О. Сухова с марта 1957 года, поднял в небо и провел испытанияС-21-3,Т -49, Т-47,С-7БМ, комплексов СУ-9-51 и СУ-11-ВМ.
25 сентября 1962 года А.А. Кознов установил новый мировой авиационный рекорд скорости на самолете Су-9 - скорость полета на 500 км замкнутом маршруте- 2.337 км в час!
Провел более 400 испытательных полетов и испытал 23 типа самолетов.
Погиб 18 апреля 1964 года при выполнении испытательного полета на СУ-7БКЛ с ускорителями.
Это произошло на аэродроме ГК НИИ ВВС (во Владимировке) уже после завершения государственных испытаний самолета. По мнению известного летчика испытателя С.А. Микояна, в то время начальника 1-го управления ГНИКИ ВВС, данная катастрофа- результат непродуманности конструкции. «Кознов взлетал на самолете с пороховыми ускорителями, укрепленными по бокам фюзеляжа. В корпусе ускорителя на стороне, примыкающей к фюзеляжу, было техническое отверстие, заглушенное пробкой. В тысяче случаев заглушка крепко сидела на месте, но при этом взлете ее выбило. Струя газа от горящего пороха, бившая из отверстия, как из сварочного аппарата, сразу прожгла прошивку фюзеляжа, а в этом месте как раз проходила тяга управления. Она тут же перегорела, поршень бустера ушел в крайнее положение, самолет преждевременно оторвался от земли, задрался вверх, потом, потеряв скорость, упал и взорвался вместе с подвешенными тремя бомбами… Что стоило конструктору начертить в своем чертеже это отверстие с противоположной стороны ускорителя! Здесь опять можно вспомнить закон Мэрфи : если какой-нибудь отказ техники может произойти, он произойдет - заглушка когда –нибудь вылетит».
Так закончился жизненный путь балахнинского летчика. Его имя не столь известно в Балахне, и наша цель - чтоб земляки знали, какие известные летчики родились и проживали в Балахнинском районе. Анатолий Андреевич Кознов достойно продолжил героическую плеяду летчиков земли Балахнинской, вслед за В.Г. Рязановым, М. С. Маловым и И.С. Ефременко….
Жил и похоронен А.А. Кознов в городе Жуковском, но наша земля воспитала в нем героического человека, навсегда полюбившего небо!
25 сентября – дата установления мирового рекорда нашим земляком в далеком 1962 году. И понятно, что сегодня побиты новые мировые рекорды по скорости и пилотированию, но то достижение - это не только гордость его и его семьи, эта должно стать страницей великой истории нашего района.


Старший научный сотрудник МБУК «БМИХК» Мазина Л.П.