От «бродячих» мастерских к заводам

Так как во время монголо-татарского нашествия на Руси множество древнерусских центров стекольного ремесла было разрушено и, как следствие, были утеряны технологии, развитие стекольного производства в нашей стране прекратилось. Его возрождение стало возможным только с использованием опыта и наработок европейского стекловарения.

Макет стекловаренной мастерской

Первые упоминания о новых попытках развития этой отрасли производства в России относятся к XVII веку. В 1635 г. приглашенный из Швеции пушечных дел мастер Юлий Койет по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича получил землю под постройку стекольного завода в 40-50 верстах от Москвы в Дмитровском уезде, в с. Духанино, неподалеку от Нового Иерусалима. На льготных условиях (с правом не платить налоги первые 15 лет и с запретом на строительство других стекольных заводов) он основал первый в России стеклозавод. Завод был построен к 1639 году, когда умершего Юлия Коейта сменил его сын Антон. Выпускались на нем разные «скляницы». В 1636 году Антон Койет привез из-за границы пятерых мастеров, которые и стали первыми научными и производственными кадрами в России в этой сфере производства.

Место возле д. Духанино, где находился первый стекольный завод

Второй стекольный завод решено было ставить в Измайлове на реке Серебрянке, и в 1669 г. с помощью духанинских мастеров этот казенный завод начал выпуск стеклянной посуды. Можно сказать, что он сыграл выдающуюся роль в истории русского художественного стеклоделия, – именно здесь была создана школа русского стеклодувного мастерства и родилось русское художественное стекло. В Измайлове изготовляли всевозможные сулеи, кувшины, кружки, братины, лампадки, аптекарские скляницы и другие изделия. Измайловское стекло поставлялось на дворцовые нужды, часто шло на продажу.

Чаша с блюдцем. Измайловский завод. Конец XVII в.

Основное развитие производства стекла в России принято связывать с эпохой Петра I, создавшего в 1706 г. в Москве на Воробьевых горах образцовый завод-школу.

Мозаичный портрет Петра I

Основными видами продукции Воробьевского завода были литые зеркала и увеличительные стекла. Стекло варилось, затем выливалось на медную доску, прокатывалось медным катком, шлифовалось, полировалось,

и под него подводилась амальгама. При этом размеры зеркал были поразительные: до 2,75 на 1,68 м. Это были самые большие по тем временам зеркала в Европе.

Помещение зеркальной гуты. Литье зеркала

Во времена правления Петра I помимо казенных стекольных заводов возникают частные предприятия, из них пять под Москвой и один под Владимиром. К концу его царствования стекольных заводов в России насчитывалось уже двенадцать. Весь XVIII век – это время активного развития русского стеклоделия. Формируются новые центры производства, которые сохранили свое лидирующее положение на протяжении XIX и ХХ столетий.

Немаловажную роль в развитии стекольного производства в России сыграл великий русский ученый М.В. Ломоносов.

Мозаичный портрет М.В. Ломоносова

До Ломоносова мастера-стеклоделы передавали друг другу свой опыт и навыки, но никаких общих руководств и правил не было. Все делалось вслепую; никто не представлял себе, почему нужно прибавить определенное количество соды и поташа, зачем нужна известь. Когда стекло получалось лучшего качества, никто не знал, что произошло с его химическим составом.

А Михаил Васильевич Ломоносов положил основу научного подхода к исследованию и варке стекол (им были проведены первые технологически систематизированные варки более 4 тысяч стекол).

В 1753 году М.В. Ломоносов построил свой собственный завод в селе Усть-Рудица Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Завод был предназначен для изготовления смальт для мозаичной мастерской Академии наук, а также бисера и стекляруса. В этом своем предприятии великий представитель эпохи Просвещения стремился не столько к коммерческому успеху, сколько к реализации своих научных достижений «на пользу Отечества». На своем заводе М.В. Ломоносов пробовал выпускать и различную посуду.

Стекольный завод в Усть-Рудице

Научные изыскания М.В. Ломоносова в области стекловарения имели и прикладное значение, например, создание разнообразных смальт – легкоплавкого, так называемого «глухого стекла», удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, – создания разнообразных мозаичных произведений. Так что не случайно появилась масштабная мозаичная картина М.В. Ломоносова «Полтавская баталия».

М.В. Ломоносов «Полтавская баталия»

Экспериментальные опыты и теоретические труды М.В. Ломоносова вместе с глубоким убеждением, что процесс производства стекла способен поднять экономику страны и значительно повлиять на развитие в ней культуры, сыграли свою роль – к середине XVIII века отечественная стекольная промышленность вышла на высокий уровень по качеству производимой продукции. Так, изделия из художественного стекла к середине XVIII в. выпускали уже более 25 отечественных заводов. Есть Именно в этот период наша страна начала экспортировать определенные виды стеклянных изделий в иностранные государства.

И в этом нет ничего удивительного – в России не было недостатка в основном для изготовления стекла сырье – кварцевом песке. А использование фактически бесплатного труда крепостных крестьян на стекольных заводах позволяло значительно снизить себестоимость отечественной продукции и успешно конкурировать с дорогим европейским стеклом. Дело было только за освоением опыта заграничных стеклодувов, с чем наши смышленые умельцы не только успешно справились, но и достигли высочайшего уровня мастерства.

Мастер-стеклодув

В течение XVIII в. стеклянные постепенно изделия стали входить в быт не только аристократической знати и богатых купцов, но и горожан.