Календарь событий

8 сентября 1914 года погиб легендарный летчик Петр Николаевич Нестеров.

Он родился 15 (27) февраля 1887 года в Нижнем Новгороде. После смерти отца окончил Нижегородский кадетский корпус и в числе шести лучших выпускников был зачислен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906 году произведён в подпоручики, а в 1912 году командирован на учебу в Офицерскую Воздухоплавательную школу в Гатчине.

27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П.Н. Нестеров впервые в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости, т.н. «мертвую петлю». Этим манёвром он положил начало высшему пилотажу.
С началом Первой мировой войны направлен на Юго-Западный фронт. Принимал участие в боях за Львов, осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в Российской империи бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьет аэроплан Нестерова.
8 сентября (26 августа по ст.ст.) 1914 года штабс-капитан Нестеров совершил свой последний подвиг – протаранил австрийский самолет, который вел воздушную разведку передвижения русских войск.
В начале Первой мировой войны на самолетах, кроме русского «Ильи Муромца», не было пулемёетов. Командование считало, что основная задача авиации – разведка, и наличие пулеметов будет отвлекать летчиков. Из оружия полагались только карабины и револьверы. Поэтому таран оказался самым эффективным способом сбить вражеский самолет.
Вражеский «Альбатрос» летел на высоте, недосягаемой для выстрелов с земли. Нестеров пошел ему наперерез в легком быстроходном «Моране». Австрийцы пытались уйти от столкновения, но Нестеров настиг их и попытался посредством шасси нанести удар по краю несущей плоскости «Альбатроса». Однако удар пришелся в середину «Альбатроса», колеса «Морана» попали под верхнюю плоскость, а винт и мотор ударили по ней сверху. Тонкостенный вал, на котором держался ротативный двигатель, переломился; мотор оторвался от самолета Нестерова и «Моран» стал неуправляем. Сам Нестеров погиб, ударившись виском о ветровое стекло.
Как утверждали очевидцы, Нестеров не имел намерения уничтожить самолет врага ценой собственной жизни. Об этом указывалось в «Акте расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова». Да и сам Нестеров допускал возможность благополучного исхода тарана «для таранящего летчика».
Через семь месяцев после гибели Нестерова поручик А.А. Казаков успешно применил воздушный таран и благополучно возвратился на аэродром.