Балахнинское судостроение

   Балахнинские земли, расположенные посредине волжского пути между Городцом и Нижним Новгородом, где было обилие лесов, и интенсивно развивались ремесла, производились товары, которые надо было транспортировать крупными партиями, стали центром деревянного судостроения. Положение города на пути движения леса по Волге во многом благоприятствовало развитию в Балахне деревянного судостроения.
     После того, как замерло солеварение в Балахне, судостроение стало играть самую видную и важную роль в промышленной жизни Балахны.
Многочисленные типы судов знали на Волге уже в XII веке: кербаты, павоски, лодки, учаны, струги и многие другие.
Строившиеся здесь струги – небольшие плоскодонные суда, имели «значительную плоскость и вместимость, одну мачту, один парус, с которыми плавали, когда ветер дул в корму, когда же ветер противный, то плыли на 16-ти веслах». Струги имели длину от 20 до 45 метров и ширину от 4 до 10 метров и использовались в основном на реках и озёрах.
     Строительство деревянного флота в Балахне особенно интенсивно развивалось в середине XVI века, после того, как Иван IV Грозный в октябре 1552 года покорил Казанское, а в 1554-1556 гг. подчинил Астраханское ханства.
В 1634-1636 гг. балахнинские мастера-судостроители построили корабль «Фридрих», первое в России парусное судно. В Москву прибыл гольштинский (голландский) посол Отто Брюгман для создания торговой компании. В декабре 1634 г. Отто Брюгман от имени Фридриха I «учинил торговый договор» с московскими боярами о начале 10-летней торговли гольштинцев с Персией. Волга и Каспийское море были наиболее удобным, дешевым и кратким путем для торговли с Персией.
     Корабль «Фридрих» был построен балахнинскими умельцами в короткий срок. Длина корабля составляла 36,5 метра, ширина – 12 метров, осадка – 2 метра. Три парусных мачты давали кораблю хороший ход. На случай безветрия были приспособлены 24 галерных весла. На случай нападения корабль был вооружен пушками. В трюмах корабля были устроены каморки, в которых могла разместиться команда и чины посольства. В других каморках хранилась провизия, вода и ядра для пушек.
     В июле 1636 г. «Фридрих» поднял паруса под голландским флагом и снялся с якоря. На «Фридрихе» находилось 38 иностранцев разного звания, 12 офицеров и матросов, 30 шотландцев, находившихся на русской военной службе, 6 русских плотников. Всего на корабле находилось 86 человек.
В сентябре 1636 г. корабль благополучно прибыл в Астрахань. Торговавшие в Астрахани персидские, индийские, арабские купцы, а также и жители города были в восторге от сказочного красавца. Молва об удивительном корабле достигла персидского шаха раньше, чем добралось до Персии голландское торговое посольство. Корабль «Фридрих» прошел Волгу, изобиловавшую мелями, и значительно позже затонул в Каспийском море.
    Во времена царствования Петра I, начиная 1695 г., Балахна стала одним из центров строительства парусных военных судов для Азовского похода царя. Указ о строительстве флота был издан в январе 1696 г.
    Строительство судов было развернуто на многочисленных верфях Балахнинского уезда от Катунок до Керженца по левобережью и в самой Балахне. Верфи в Балахне были большей частью расположены в Кубенцеве, а также между Кузнецкой слободой и рощей Параша.
     Будучи в 1695 г. в Нижнем Новгороде, Перт I учредил верфь для постройки «ново манерных» судов. Царь дал рисунок нового образца быстроходного судна, назвав его «рейсх-шифф». Эти слова в устах бурлаков превратились в слово «расшива». Сосновые боры давали прекрасный материал для постройки кораблей.
На вервях Балахнинского уезда работало немало подлинных мастеров, направленных сюда для обучения постройке военных парусных кораблей. Чтобы научить балахнинских плотников строить новые суда, в Балахну были присланы мастера-иноземцы.
     Предание гласит, что вместе со своим сподвижником Александром Меньшиковым «с топором в руках» трудился на балахнинской судоверфи царь Петр I Великий.
Балахна прославилась своими расшивами и белянами, а затем баржами. Расшивами звались парусные суда до 16 метров длиной, поднимавшие до 20 000 пудов груза. На корме они имели казенки – помещение для груза. «Казенка» делалась нарядным домиком с выгнутой крышей, с резьбой на стенах и ставнях. Обрамление резалось по верху борта, корма богато украшалась. Верх высокой башни украшало огромное резное солнце с человеческой личиной. Паруса и флаги судов были изукрашены живописной росписью на сюжеты морской мифологии.
    Последующие годы показали живучесть судостроительного промысла на балахнинских верфях. Балахна уже на исходе первой четверти XVIII в. могла по праву называться волжской столицей деревянного судостроения.
     От середины XVIII столетия уцелела галера «Тверь», наряженная резьбой, на которой Екатерина II в 1767 г. путешествовала по Волге.
Периодом наибольшего расцвета кораблестроения в Балахне можно считать первую половину XIX в. В уезде в это время строилось до 100 барж в год, не считая других судов. В 60-х гг. XIX столетия Балахне принадлежит одно из первых мест в строительстве барж. На балахнинской судоверфи строилось ежегодно от 100 до 300 барж. Ежегодно было занято постройкой барж и пароходов от трех до пяти тысяч квалифицированных плотников.
Состоятельными судостроителями в Балахне слыли Исаков, Плотников, Худяков, братья Редозубовы, Беднягин, Поляков. Богатый опыт в создании барж разных конструкций они передавали из рода в род на протяжении многих поколений.
Баржи строились размером в 40 саженей длины и 5 саженей ширины, 17 четвертей вышины, 12 четвертей осадки. Такая баржа была способна принять до 17 000 пудов груза.
С начала пароходостроения Балахна не утратила своего значения. Первый пароход «Пермь» был спущен на воду летом 1845 г. Затем был построен пароход «Кама». В 1850 г. для компании «Меркурий» были построены два больших парохода – «Козьма Минин» и «Дмитрий Пожарский».
В 1846 г. в Балахну прибыл богатый предприниматель дворянин Д.Е. Бенардаки, чтоб построить здесь судоверфь металлического судостроения. Он обратился к городским властям с просьбой отвести земельный участок под судоверфь. В 1847 г. ему разрешили заложить судоверфь на заброшенном пустыре вблизи деревень Сормово и Мышьяковка, находившихся на окраине Балахнинского уезда. Бенардаки купил находившиеся там с 1849 г. ремонтные мастерские Волжского буксирного заводного пароходства и переоборудовал их в громадный (по тому времени) завод с 2000 рабочих.
Уже в первый год своего существования Сормовский завод спускает на воду два первых 60-сильных парохода-буксира «Заря» и «Стрела» для Волжско-Камского пароходства. Только в 50-е гг. XIX в. завод дал стране свыше 60 пароходов. Здесь были построены первые в России железные несамоходные баржи (1850-1852 гг.). Трудолюбием и талантом заводчан в 1903 г. был построен первый в мире теплоход. В 1958 г. заводом «Красное Сормово» был построен теплоход «Балахна».
Но с появлением металлических судов выпуск деревянных барж в Балахне продолжался лишь до начала XX столетия. Промысел постепенно начал угасать и вскоре прекратил свое существование.