Пряничные доски

 

     Резьба пряничных досок на Руси получила своё развитие в XVII веке, когда из дальних стран стали привозить пряности, необходимые для пряничного теста. В XVII–XIX веках пряничное дело было распространённым народным промыслом. Печатные пряники служили лакомством не только для детей, но и для взрослых. Они изготовлялись разных размеров: от самых мелких «закусочных», до «аршинных», больших – «именинных» или «подарочных» - огромные, пышно украшенные, весом на несколько пудов. Особенно славились – тульские, вяземские и городецкие.

     Издавна Городец, старинный русский город на Волге славился пряничным производством. Несмотря на то, что Городец приписывался к Балахнинскому уезду, был он больше уездного центра в несколько раз. В XVII в. сложились благоприятные условия для развития там пряничного дела. За год выпекалось до 10 тыс. пудов пряников. С этого времени «городчане» вели активную торговую деятельность, пряники распродавались на местном базаре, отвозились на Нижегородскую ярмарку, откуда они расходились по всей России.


     «Печатными» пряники назывались потому, что на крутом тесте со сладкой прослойкой отпечатывалось особой доской какое-либо изображение: от простого – птицы, лошади и т.д., до сложного рисунка. Таким образом, они являлись своеобразной отраслью народного изобразительного искусства.


     Городецкие мастера «пряниц», «пряничных изложниц», «манер» - создавали оригинальные штампы для «печатания» пряников. Сложность изготовления досок и для фигурных пряников, напоминавших по форме глиняную игрушку, и для больших «почётных», или подносных, пряников весом 2-5 кг, и для маленьких «грошевиков», для которых на доске было от 4 до 120 гнёзд, заключалось в создании обратного рельефа.


     Пряничные доски предпочитали резать на твёрдой древесине – груши или клёна: чем плотнее и твёрже древесина, тем сложнее и мельче может быть резьба с тонкой проработкой деталей. Техника резьбы – мелко - узорная плосковыемчатая. Особенность этой резьбы в том, что её фоном является поверхность украшаемого изделия, а рисунок создаёт совокупность выемок. В зависимости от того, каким инструментом сделаны, выемки могут иметь разную форму – треугольника (трёхгранно-выемчатая резьба), скобки (скобчатая резьба), ноготка (ногтевидная резьба), линии (линейная резьба). Резьбой занимались специалисты-резчики, используя в работе хорошо и правильно заточенный инструмент: ножи – косяки, стамески разной формы (прямые и полукруглые) и ширины, стамески – уголки (70-90°) для вырезания двугранных выемок, деревянную киянку (пользовались ею, если не хватало силы давления руки).


     Тематика сюжетов, разнообразна. Здесь мы встречаем меньше сложных композиционных сцен и больше отдельных изображений. Большое место на пряничных досках, занимают птицы: гуси, петухи, павлины, птицы по хохолку похожие на удода. Из зверей - изображались львы, олени, кони - обычно с сильно преувеличенной «крутой шеей». Из рыб – характерная для Волги стерлядь. На больших досках для «именинных» или «подарочных» пряников обычно резались полуфантастические дворцы или же сложный растительный орнамент; оформлялись разными фирменными надписями и пожеланиями («Подарок в день вашего ангела», «Кого люблю, того дарю сердечно» и др.). Для мелких пряников распространённым было помещение среди несложной орнаментальной рамки надписи: «городецкий» или «тульский», в основном в сокращённом виде. Такие пряники продаются и сейчас.